Leave your phone number and we will contact you!
Or you can call us yourself:
+1 (000)000-0000
Новости

Проектирование современных образовательных учреждений

  • Как создать проект необычной современной школы, не нарушая строгие нормы и правила, регулирующие строительство школ?
  • Как архитектору внедрить нестандартные решения, а заказчику получить визуально красивый проект и вложиться в бюджет?
  • Какие существуют обходные пути, чтобы экспертиза приняла проект?
Сегодня многие архитекторы, проектирующие здания школ, сталкиваются со сложной задачей совместить эффектность внешнего вида и функциональность с необходимостью придерживаться строгих строительных норм и правил проектирования образовательных пространств.  Заказчики хотят необычный визуально красивый проект. И многие архитекторы плачут, считая нормы непреодолимым ограничением к достижению этой цели: сейчас в строительстве школ настолько все зарегулировано, что кажется невозможно сделать что-либо красивое.

Не так страшен СанПиН…

На самом деле СанПиН - замечательная книга! Просто нужно проявить немного творчества. Например, говорят, что в зданиях школ нужно обеспечить естественным освещением все помещения, кроме спортивных раздевалок. Реальная проблема в том, что этот вопрос регулируют три документа: 2 СП (свода правил) по освещению и СанПиН по школе, которые противоречат друг другу. По СанПиН действительно практически везде в школе должно быть естественное освещение, но покопавшись в СП можно найти другие нормы, согласно которым можно найти и другие помещения только с искусственным освещением. На данный момент правительство внесло ряд поправок в нормативные документы и многие противоречия исчезли, стало проще.

Или требования к группам продленного дня. Исходя из норм площадь помещения рассчитывалась ранее как 2,5 кв.м на одного ребенка, а сейчас 4 кв.м если дети спят. Дневной сон должен быть в группах с детьми 7-8 лет. Но таких ребят мало кто из родителей оставляет на продленку. Следовательно кровати обычно сдвигаются в угол и не используются, что уменьшает полезную площадь. Если проявить смекалку, то в проектах можно указывать, что группа продленного дня может принять 15 человек, а не 25 как раньше. Если школа дает на это согласие (а она дает), то эксперт без проблем принимает проект.

Или еще одно, казалось бы, нелогичное требование размещать розетки в школах на высоте 1,80 метров. Хотя в других нормативных документах сказано, что в классах физики они должны располагаться на столе. Как тут быть? Поняв, почему такое правило существует и найдя его первоначальную причину, мы предлагаем решать задачу просто другим путем.

Говоря о розетках… Это правило обусловлено прежде всего безопасностью. Считается, что дети могут засунуть что-то в розетку и получить поражение электрическим током. Можно везде сделать розетки на привычной высоте, но обеспечить возможность отключения питания, когда нет учителя или розетками не пользуются. Экспертиза часто пропускает такие проекты. Ведь главное не нормы, а комфорт и благополучие людей, которые пользуются этим зданием.

Помощь заказчика в битве с экспертами

Чтобы новая школа получилась неординарной и впечатляющей, важную роль играет и заказчик проекта. На своем уровне он может продавливать проектные решения в экспертизе. Для этого нужно разработать СТУ — специальные технические условия для конкретного здания. Они нужны в случае нарушения санитарных или общестроительных норм, чтобы обеспечить безопасность людей в здании. Плюсом нестандартных решений для заказчика также является то, что чаще всего они получаются более экономичными, энергоэффективными, компактными и функциональными.

Как вложиться в бюджет?

Это из разряда вопросов “Почему не работает библиотека проектов от Минстроя?”
Сегодня каждая площадь застройки индивидуальна. Практически не бывает что строительство ведется в чистом поле, как это было в СССР. Вокруг будущей школы уже существует плотная застройка из высоток, типовой проект невозможно использовать, потому что он не удовлетворяет, например, требованиям по инсоляции на данном конкретном участке. Все это влияет на бюджет всего проекта. Одна из главных функций генерального проектировщика заключается в грамотном распределении бюджета, чтобы деньги “не ушли в бетон” еще до окончания строительства школы. Только профессионал может оценить эффективность капитальных вложений в строительство здания. Например, стоит ли применить дорогую опалубку, при этом сэкономив на отделке, или оправдано ли применение дорогих энергосберегающих технологий, если затраты на это вернутся только на этапе эксплуатации здания. 

Если говорить о школах, то заказчик хочет дешево и красиво! Здесь уместно говорить не о бюджетном строительстве, а об экономичной технологии строительства. Дешевая технология — это технология, в которой у ваших людей отличные навыки. С подрядчиком необходимо обсудить какая есть техника, какими навыками владеют рабочие, что они хорошо умеют. Такой подход в итоге окажется дешевле, чем гипотетически бюджетная технология.